23.06.2008

Здесь есть современное искусство

Новосибирск – город, неоднозначный во всех отношениях: город робких надежд и больших амбиций, он то пугает, то смешит, то вызывает недоумение. Здесь странно быть художником. Собственно, присутствия какой-то художественной жизни в Новосибирске особо и не ощущается, зато ощущается огромное количество рекламы и людей с пустыми лицами: народ зарабатывает деньги, в воздухе пахнет всё больше деньгами и вспотевшими от этого процесса телами. Унылая механистичность. Утром, если хорошо прислушаться, можно даже услышать, как эти топорные механизмы современной жизни запускаются, как они скрипят. Вечером от них уже болит голова…

Узнавать, есть ли в Новосибирске художники, такие, которых можно назвать современными, может, даже и актуальными, я пошёл к Константину Скотникову, художнику, авторитету местного масштаба в этих вопросах.

 

Константин Скотников - человек без определённого возраста. Характерный голос с обаятельной хрипотцой. В его лице присутствует какой-то юношеский азарт и бесшабашность, иногда оно зловеще серьёзно, а иногда растягивается в несколько диковатую улыбку. Он рассказал, что современное искусство в Новосибирске есть, хотя его мало и оно практически незаметно. Его «ветераны», среди которых Вячеслав Мизин («Синие носы») и Дмирий Булныгин, в нашем городе уже почти не живут (Булныгин вообще уже четырегода как в Москве). Более «молодое» поколение - это бывшая группа CAT (Contemporary Art Terrorism), распущенная её создателем Максимом Неродой (ныне проживающим в Берлине) ещё в 2005 году. А из ярких представителей тех, кто «здесь и сейчас», можно назвать Артёма Лоскутова.

 

- Что делает искусство современным и актуальным? – спрашиваю я.

 

- Современным искусство делает современность, - говорит Скотников, - современное искусство интересно современному человеку. Актуальным искусство делает художественная борьба с эстетической сволочью в духе «пощёчины общественному вкусу».

 

- Эстетическая сволочь?


- Разумеется, это - абстрактная категория. Это когда возникает ощущение потерянного времени после выставки, книги, фильма, ТВ. Особенно ТВ. В общем, это плохая, ненужная художественная продукция - китч, халтура, безвкусица.

 

- Извиняюсь, за риторический вопрос, но что такое искусство вообще?


- Метафизический смысл искусства таков: реализация личной свободы в качестве эманации общественной необходимости. Если же вас интересует моё интимное отношение (к искусству, художественному творчеству и тому подобному), то это - и увлекательная игра, отвлекающая от тягот земных и от тупости тварей земных. Это, конечно, и компенсация за искусственные и естественные лишения: искусственные - это когда тебя обобрало начальство, а естественные - это когда ты физически не можешь всюду побывать, всё и всех поиметь. Я счастлив, когда в голову приходит идея - художественная, разумеется, для других идей я туп, к небольшому сожалению. А художественная идея - это как два в одном: форма и содержание, слово и дело, означающее и означаемое - единство и борьба противоположностей.

 

- А искусство и мораль каким-нибудь образом обуславливают друг друга? – напоследок спрашиваю я.

 

- Хорошее искусство нравственно, плохое искусство - безнравственно. Гений и злодейство несовместны. Всё просто. Я имею в виду метафизику искусства и нравственности. Искусство есть форма, мораль есть содержание в этой «бинарной оппозиции». Феноменологически это разные «вещи». Как в природе сосуществуют различные виды материи, так и во «внутренней» природе человека сосуществуют различные психогенные явления: этика и эстетика, басня и мораль.

После разговора с Константином, я отправился к Артему Лоскутову. Артём – это молодой человек 22-х лет от роду, с экзотической внешностью, балансирующий на грани какой-то аскетической суровости и осторожного добродушия. Артём определённо не лишён харизмы. Он новосибирский художник и лучшей своей работой считает видео «Паломники». «Круче ничего не было», - говорит.

 

- Что ты хотел сказать своей работой «Паломники»?

 

- Это предыстория Майдана, - начинает он, - сидим мы на асфальте в Ростоке с Буньковым (коллега Артёма по художественной деятельности), а на нас выходит 80-тысячная (по сообщениям полиции) демонстрация. И мы, как сибирские левые, оказавшиеся в такой незаурядной ситуации, спешно пытаемся понять, что же происходит, и сопоставить этих всех людей, живых и разных, не согнанных, с десятком-другим активистов, которые в Сибири могут выйти на какую-либо акцию протеста. Мы понимаем, что в нашей ситуации самой адекватной реакцией будет встать перед этой колонной и…

 

- Ну в общем понятно…

 

- Вот. В Ростоке мы ничего делать не стали, морально готовы не были, да и документировать было не чем, а если б мы говорили о такой акции без подтверждения документацией - никто бы не поверил, как ты понимаешь. Поэтому отложили до лучших времён, и через пару недель оказались в Киеве

 

- А ты действительно думаешь, что художник в силах что-то изменить в социально-политических процессах? – спрашиваю я.

 

- Да, я так думаю. Более того, если не в силах - то возникает вопрос: художник ли он или дизайнер?

 

- Я в этом как-то сомневаюсь. Современный художник обязан вмешиваться в социально-политические процессы?

 

- В управление собственной жизнью, - поясняет Артём.

 

Всплывает проблема свободы…

 

- Ты не считаешь, кстати, что главное ощущение свободы - это свобода внутри человека?

 

- Внутри, снаружи, - какая разница?

 

- Разница в том, что снаружи быть свободным, по-моему, удаётся редко кому (и то на время). А внутри можно чувствовать свободу постоянно…

 

- Не понимаю тебя. Если солдат чувствует внутреннюю свободу, какой из него солдат?

 

Далее мы долго пытаемся разобраться в вопросе свободы по отношению к человеку, пока Артём не выносит свой вердикт:

 

- Я считаю, что внутренняя свобода без внешней свободы - лицемерие и самообман.

 

Я пытаюсь вспомнить слова Скотникова про «эстетическую сволочь» и «пощёчину общественному вкусу»…

 

- Меня не интересует пощёчина, - прерывает меня Артём, - меня интересует создание автономии последние пару дней.

 

- Какой? удивляюсь.

 

- Культурной хотя бы.

 

- Кстати, что такое искусство?

 

- Умение воплотить мысль в образе…

 

Сквозь робкие лучи утреннего солнца прорывается визгливый скрип. Город просыпается. Говорят, что здесь есть современное искусство…

 

Юрий Старосотников

Фоттографии найдены в сети, в том числе здесь:

http://kissmybabushka.com/

Юрий